В феврале 2020 года креативный директор брендингового агентства «Терминал дизайн» и председатель секции «Графический дизайн» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров Иван Куликов выступил экспертом по вопросу графического дизайна айдентики мета-бренда Санкт-Петербурга.
Знак, логотип и элементы графики разработанного мета-бренда постепенно внедряются в среду нашего города. Носителей становится больше. Поэтому Санкт-Петербургский Союз дизайнеров проявил инициативу по вопросу коррекции комплекса айдентики нашего города и сделал доклад с презентацией в КГА при участии представителей Комитета по транспорту и Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга.
Докладчиком от Союза выступил Иван Куликов с предложением по коррекции графической части проекта.
Знак представляет собой голубой круг с вписанным в него словом «Санкт-Петербург» на русском и английском языках в три строчки.
Первое
Первая проблема, на которую мы обратили внимание, — это заимствованное, «вторичное» идейно-графическое решение нового логотипа Санкт-Петербурга.
Вторая проблема
Вторая проблема — это типографика.
- Меняющиеся перекладины букв Е несут негативный посыл в восприятии бренд-лайна.
- Идея рассказать о разводных мостах в нашем городе заимствована у варианта Студии Лебедева.
- Решение «поджать» выносные элементы литеры «Д» — грубое нарушение правил кириллической типографики и читаемости буквы.
- Литеры «Л» и «К» решены с нарушением правил кириллизации латинского шрифта.
- Отсутствие дефиса в названии города — нарушение правила написания города на русском.
Написание бренд-лайна и имени самого бренда одним шрифтом размывает цельное восприятие информации. Что здесь важнее? Имя или слоган? Шрифтовая пара подобрана неудачно из-за отсутствия гармоничного сочетания и необходимого контраста.
Важное дополнение про «Кривые Безье». Эти дефекты обыватель никогда не увидит, но график-профессионал видит деформации, которые раздражают и вызывают физический дискомфорт в мгновенье. Рисунок отдельных букв выполнен так, что его хочется действительно сильно доработать. На изображениях мы видим синие «усики», которые в векторном графическом редакторе должны быть примерно одинаковыми и находиться в одних и тех же местах по горизонталям и вертикалям в случае правильной работы технического дизайнера. Но в данном случае, увы, это не так. Нужна техническая доработка.
Третья проблема
Третья проблема — это иллюстрации.
- Стилистически разное решение иллюстраций. Например, фонарные столбы отличаются по стилистике между собой.
- Излишняя детализация архитектуры и транспорта в иллюстрациях в ситуации условно-решенного черно-белого паттерна.
- Отсутствие предложения по масштабированию иллюстраций. Есть сомнения в технологической адекватности воспроизведения иллюстраций на небольших носителях и наоборот очень больших.
Важное дополнение в комплексе с графикой — в бренд-буке не указано название дополнительного шрифта, используемого в создании визуальных коммуникаций мета-бренда Санкт-Петербурга. Сам шрифт не связан стилистически и идейно с бренд-графикой и иллюстрациями, заложенными в бренд-бук нашего города.
Портрет Петра I
Портрет Петра I архаичен, излишне детализирован и выпадает из общей стилистики предлагаемых иллюстраций. Например, на фоне деревьев с предыдущего слайда он выглядит чересчур подробным. Графическое решение базового шрифта основано на использовании гарнитуры Bauhaus. Здесь заложено главное противоречие — отсутствие логической и семантической связи одних элементов бренд-блока с другими. Шрифт и портрет из разных, не связанных между собой эпох.
Смещение шрифтовой части бренд-блока вызывает недоумение и непонятно для чего оно сделано. Портрет Петра выполнен в нескольких графических манерах, которые объединены технически, но не образуют стилистического единства.
Что делать?
Решение — скорректировать графику и типографику нового мета-бренда Санкт-Петербурга, оставив идейную составляющую «Голубого солнца».
Нужен шрифт, сочетающийся с кругом. Наш шрифт — «круглый» геометрический гротеск. Для нового бренд-блока необходимо подобрать шрифт, в котором заложена геометрия круга изначально, таким образом решится проблема стилистического единства знака и логотипа.
«Круглый» знак и «круглый» шрифт образуют новый логотип. Причем общее композиционное единство знака и логотипа вариативно относительно друг друга. Они компонуются с наложением логотипа на знак-круг достаточно свободно и динамично. В этой связи возможно и использование логотипа строго вписанного в знак в условиях ограниченного пространства, например, стикер на телефон.
Доработки требуют профессионального подхода и времени, но они не лишены смысла. Отдельного внимания заслуживает разработка шрифта. В контексте простого знака-круга городу необходим современный геометрический гротеск, который станет дополнительным характерным идентификатором города.